12 октября 1964 года Боб Муг представил первый модульный управляемый напряжением синтезатор, инструмент, который на всю оставшуюся жизнь изменил современную музыку.
Все началось в 1964 году, когда Боб Муг разработал новый электронный инструмент для составления запроса Херба Дойча. Херб хотел что-то для создания необычных и экспериментальных звуков, тонов, которые непросто найти на других инструментах или с помощью студийного оборудования. То, что разработал Боб, было не совсем новым, оно появилось из мощной новой комбинации существующих идей. Концепции, в сочетании с некоторыми элегантными дизайнерскими решениями, создали очень мощную и революционную новую систему. Новые идеи, которые появились в синтезаторе Moog, заняли несколько лет, и, скорее всего, даже первые пользователи почти не представляли, какой диапазон может продемонстрировать новый инструмент.
Это были передовые композиторы, которые хотели звуки, выходящие за ограниченные рамки органов и фортепиано; они хотели звуки, которые, буквально, никто никогда не слышал раньше. Moog предлагает, казалось бы, бесконечные комбинации тонов по сравнению с более ранними инструментами.
В 1964 году идея использования модулей для создания инструмента была новой. Модули дали возможность выбрать уникальный набор при производстве своего инструмента, и инструмент мог расти с годами, когда были добавлены новые модули. Каждый модуль имеет функцию, но многие могут использоваться альтернативными способами (или даже неправильно использоваться для создания еще большего количества опций). Некоторые модули были прямым результатом запросов испытаний, представленных друзьями-музыкантами Муга. В результате многие из модулей Moog стали неповторимыми инструментами, почти идеальными устройствами по своим функциям и теперь легендарными по статусу.
Для многих музыкантов оригинальные модульные синтезаторы Moog никогда не были превзойдены; они являются традиционным эталоном для аналогового звука. Как правило, электронные инструменты считаются «устаревшими»,
всего через несколько лет, но модульные синтезаторы Moog не без оснований; они определили элегантный дизайн, отличное качество и уникальный звук.
Таким образом, со словом «MOOG» представляется оплот любого ретро-аналогового синтезатора, включающего VCO, VCA, VCF, огибающие и кольцевой модулятор (а также секвенсер).
В 70-х уже можно было говорить о культовом статусе не только модульных систем Moog, но и появившегося легендарного Minimoog, завоевавшего любовь и преданность многих своей доступностью и компактностью. MOOG стал продуктом массового потребления – редкий сейчас, но вполе естественный для того времени случай, когда поп-культурой становилась высококлассная вещь. А список имен-потребителей пополнили Emerson, Lake & Palmer, Tangerine Dream, Kraftwerk, Donna Summer и Beach Boys.
Роберт Муг установил стандарт V/Oct (Вольт на октаву) и, в отличие от творившего в тот же период первооткрывателя Дона Букла, отдал предпочтение клавишному типу синтезатора. Поэтому сразу за передовой концепцией Moog Modular system вышел настоящий подарок для многих гастролирующих музыкантов – Minimoog. MINIMOOG – монофонический аналоговый синтезатор, произведенный в 1970 году и прекративший собственное производство в первоначальном виде после 1981. Он вобрал в себя все основные преимущества модульной системы, избавив от необходимости использования патч-кордов.
Знаменитый насыщенный звук монофонического муга достигается за счет 3 генераторов. Minimoog пережил трансформацию, насчитав в итоге 4 модели: модель D сохранила прежнюю фильтр-секцию, создав схемы для осцилляторов и контурных генераторов с нуля. На выбор предлагался достаточный спектр переключаемых волн – треугольник, пила/рампа, пила/треугольник, квадрат и две разные пульсовые волны. Под корпусом синтезатора – транзисторный лестничный фильтр, запатентованный Мугом. Третий генератор можно использовать как LFO, чтобы управлять питчем и модуляцией частотой среза фильтра. Огибающие крайне послушны и аккуратны с каждой нажатой нотой, что обусловливает такую важную черту, как фразирование. Минимуг также привнес такие инновации, как колеса питча и модуляции (Кит Эмерсон использовал питч-бендинг в своих композициях, показав другим ценность данной возможности). Minimoog стал своеобразным техническим «рубиконом» в мире музыки, подняв студийный труд на сцену и поставив клавишника на один уровень с гитаристом.
Стоит отметить что, несмотря на появление бюджетных цифровых синтезаторов и сэмплеров, заинтересованность в Minimoog не начала блекнуть, он также не терял коммерческих позиций и каким-то образом ему удавалось поддерживать привычно высокую для себя планку спроса.
В 2002, когда права на имя Moog Music снова перешли к создателю, был придуман Minimoog Voyager – своего рода современный Minimoog на тот момент. Voyager вернул Роберта к непосредственному участию в создании синтезатора. Voyager имеет 6 источников звука: 3 VCO с переключаемыми волнами, шум-генератор, внешний вход (все это идет на микшер с независимым контролем каждого источника, затем на фильтр и усилитель с собственными ADSR) и шестым источником, представленным возможностью автоколебания фильтра. Вдобавок к тому, что умел Минимуг, Voyager мог запасаться 128 пресетами, имел полноправный LFO, две модуляционные шины, влияющие практически на любой параметр звука, чувствительную к касанию клавиатуру, 14 VC входов, а также MIDI in/out.
Voyager отличается более устойчивыми осцилляторами, а также большим набором возможностей программирования функций.
Кроме классического варианта Voyager выпускались его рэковая версия, Electric Blue, Select Series, Old School и XS.
Было бы ошибкой думать, что в современной продукции Moog Music имеются лишь синтезаторы. С самого начала своей второй компании, Big Briar, Роберт Муг придумывает и выпускает серию интересных приборов в педальном исполнении и под маркой Moogerfooger. Возможности этих аналоговых и гибридных эффектов постоянно растут, их отличают прекрасные возможности для коммутации и управления. Гитаристы и другие музыканты получили возможность собирать модульные системы и располагать их на полу для использования в привычной для них манере и удобсве игры. Педали зачастую содержат несколько контуров: контур, формирующий звук, контур, изменяющий его, и контур, управляющий этими изменениями. Большинство регуляторов на верхней панели могут быть продублированы подключением управляющих педалей и педальных переключателей к разъемам на задней панели, позволяя тем самым осуществлять управление изменениями во время игры без рук. В случае цифровой задержки так может изменяться время задержки, уровень модуляции или глубина повторений. В случае хоруса или фильтра – скорость, глубина модуляции, либо частота среза фильтра или величина резонанса. При наличии генератора огибающей на борту, как правило, предусматривается его перезапуск от внешнего управляющего сигнала, либо от изменений уровня входного сигнала, что обеспечивает необходимую гибкость формируемого сигнального тракта.
Потребности гитаристов близки Moog Music настолько, что в каталоге компании имеются гитары c логотипом Moog. Конструктив инструментов таков, что каждая струна имеет собственный контур, во многом традиционный для синтезаторов Moog. Реакция музыкальной общественности не оставляет сомнений – Moog Guitars отмечены высочайшими международными отраслевыми наградами: Guitar Player Magazine 2009 – выбор читателей; Electronic Musician Magazine 2009 – выбор редакции; 2008 Summer NAMM «Лучшее в Шоу»; Лучшая новинка 2008 по мнению Popular Science Magazine и 2009 Mix Foundation TEC Award.
Наследие Роберта Муга вдохновило множество музыкальных проявлений и свершений нескольких последних десятилетий, а звучание Moog повлияло, так или иначе, на всю синтезаторную индустрию, все без исключения аналоговые, цифровые и виртуальные инструменты. С появлением Minimoog Voyager XL и Moog Minitaur эти звуки теперь с нами еще надолго.
Весь ассортимент Moog Music в нашем каталоге!